yu_dzin (yu_dzin) wrote,
yu_dzin
yu_dzin

Categories:

Авиация России, которую мы потеряли



Скопипащенная отсюда статья, посвященная перспективам развития авиационной промышленности дореволюционной России. Хотя и смотрится местами слишком уж оптимистично, но с финальными выводами нельзя не согласиться. Революция дала стране такой пинок назад, что потом пришлось делать большой скачок вперед. И скачок тот получился в лучших традициях любых больших скачков.



Общим местом в отечественной истории является утверждение, что Российская империя была страной аграрной, отсталой по части промышленности. И как следствие была и осталось вооруженных сил в современном вооружении, которое приходилось ввозить из других стран. В первую очередь это касалось авиации. Хотя советские и современные историки признают первенство России в создании многомоторных самолётов, первого тяжёлого бомбардировщика и первых летающих лодок, эта небольшая «ложка мёда» тонет в «бочке» прочего: неспособности промышленности обеспечить требуемое количество самолётов, отсутствия отечественных двигателей даже для самолётов отечественной разработки, отсутствия развития авиапрома в целом.

Но и на этом фоне пафосно звучит рассказ о том, как Советский Союз построил мощную промышленную базу, в том числе и авиационную, без чего бы не смогли победить в Великой Отечественной.

Утверждать, что всё было СОВСЕМ не так — глупо, однако этот момент в нашей истории нуждается в большом количество поправок и уточнений. И к сожалению, здесь приходится говорит не о том, что было, а о том, что не сбылось. А это всегда сложно, и не всегда убедительно.

Экономика Российской империи, если её брать на любой конкретный момент ХХ века, уступает наиболее промышленно развитым странам. А вот если смотреть её в развитии, то картина, мягко говоря, совсем другая. Перед Первой Мировой темпы роста производства приближались к 20%, цифре почти фантастической. Как факт отсталости России любят упоминать, например, про снарядный голод на фронте, но при этом забывают, что ещё больший «голод» был в более развитой Франции. А также и то, как за войну настолько нарастили выпуск снарядов, что его пришлось в военное время уменьшать. Таких фактов, чтобы во время войны чего-то оказывалось с избытком, в мировой истории можно по пальцам руки пересчитать. Заготовленные при царе снаряды к трёхдюймовкам, не смогли израсходовать даже во Второй Мировой.

Тоже самоё было у нас и в авиации. Я не буду напоминать общеизвестные факты про то, как мало у нас было самолётов в ту войну и пр. Давайте посмотрим, какие у нас к 1917 году были авиационные заводы, включая строящиеся.

Есть такая таблица, составленная историком авиации Д. А. Соболевым:



Стоит отметить недостроенные заводы в Симферополе, Таганроге и Бердянске. Именно они должны были дать основной прирост производства в 1917-18 годах. Завод «Анатра» в Симферополе должен был давать 60 самолетов и 60 моторов в месяц, завод В.А. Лебедева в Таганроге был рассчитан на выпуск 70 самолетов в месяц. Из них в советское время работал лишь в завод Таганроге.

К 1917 году в России, говоря современным языком, уже создавались целые авиационные кластеры. Причём надо отметить, что казенных заводов вообще не было, вся авиапромышленность была частной. Что значительно упрощало работу, не приходилось тратить силы и время на бюрократически согласования и прочее.

Конечно, можно насмехаться над производительностью авиазаводов того времени. Но стоит сравнить её (производительность) с тем, что выдавала советская авиапромышленность через полтора десятка лет. В 1917 году на фронт планировалось поставить 3477 самолётов, сделанных на российских заводах, на 1918 год планировался выпуск более 4500 аэропланов. Такого уровня советский авиапром достиг лишь в середине 30-х годов.

Хоть все созданные отечественными конструкторами аэропланы летали на моторах иностранной разработки, в большинстве привезённых из-за рубежа, усиленно строились свои авиамоторные заводы и разрабатывались моторы собственной конструкции. С отечественным мотором, нисколько не усыпающим немецким, летал бомбардировщик «Илья Муромец». В городе Александровске был в 1916 году построен моторостроительный завод (ныне украинский «Мотор Сич»), где был создан неким инженером Воробьевым двигатель собственной конструкции. Свои моторы конструировали и производили на экипажно-автомобильной фабрике Ильина и в акционерном товариществе «Мотор». Это всё очень полезно вспомнить, сравнивая с тем, как было в СССР.

Если посмотреть на то, что имела Россия в 1917, как на базу для будущего развития, выглядят это очень даже внушительно.

А если бы Россия ещё осталась в числе стран-победительниц, то получила не только огромные контрибуции и новые территории, но также и немало трофейных самолётов. В первую очередь для изучения. Мало того, готов поспорить, что большинство германских авиационных специалистов переехали работать в Россию. Благо немцы уж к нам переезжали часто, много и легко. И были бы в числе выдающихся конструкторов наших Егор Генрихович Юнкерс и Вильям Федорович Мессершмитт, что было бы во всех отношениях лучше.

Собственно, авиапром всех стран начинал так же как в России, причём наши темпы роста значительно больше других. В советское время начали с того же: с закупок иностранных самолётов и двигателей, с их копирования или лицензионного производства. Приглашали иностранных специалистов, закупали оборудование и станки. Причём вопрос собственных авиамоторов так и не смогли решить до войны и это было самым слабым местом нашей авиации — самолёты летали на лицензионных или скопированных с иностранных двигателях.

При советской власти были восстановлены или достроены далеко не все предприятия авиационной промышленности. Самое же страшное — кадры. Подавляющее большинство заводчиков, конструкторов, учёных, лётчиков уехали или погибли. Среди тех, кто решил остаться по каким-то причинам, тоже немногие долго прожили, а немногим из выживших и состоявшихся пришлось работать в «шарашках» и иметь в качестве стимула к работе сохранение жизни себе и родным. Что сильно отличалось от царской России, где купцы даже не инвестировали, а просто жертвовали огромные суммы начинающим конструкторам. Где народ без всяких «трудовых займов» собирал немалые суммы на развитие авиации. Кстати, самым крупным жертвователем на развитие воздушного флота в 1910 году, внёсшим огромную сумму в 5000 рублей, был художник Илья Репин. Да и просто было много богатых людей в России, как тот же Сикорский, которые могли себе позволить заниматься делом, которое нравится, за собственные деньги.

Советская военная авиация в 30-е годы была сильнейшей в мире. Ей бы несомненно можно было присудить первое место… но с одной оговоркой: в этом «конкурсе на первенство» не было других участников. Все промышленно развитые страны в 20-30-е году экономили на военном производстве. Военные самолёты строились в мизерных количествах, новых разработок почти не велось, а ещё меньше принималось на вооружение. К началу войны армии большинства стран выглядели смешно по сравнению с РККА. Однако, если брать пример США, то там в кратчайшие сроки смогли наладить такой массовый выпуск самолётов, что нам и не снился, особенно с учетом их качества. Конечно, американцам хорошо за океаном, на их территорию война не пришла, но всё же…

Конечно, в СССР смогли достичь действительно больших успехов в создании авиапрома. Однако, если бы не было разрушено, а продолжено всё, что создавалось до 1917 года, не пришлось строить на пустом месте. Не пришлось бы готовить новые кадры, вместо тех, кто не выжил или успешно строил самолёты в других странах. Неужели тогда наша авиация была бы хуже?

К сожалению, получается, что история развития нашей авиации после 1917 года — это два шага назад и один вперёд.




Tags: Российская империя, история, первая мировая
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Кто на самом деле создал Т-34

    В последнее время желания что-то писать нет, но нашел в этих ваших энторнетах серию очень познавательных роликов, повествующих о нелегкой истории…

  • У меня опять ссылки и ноутбук в ремонте

    Меня опять ломает делать перепостинг в ЖЖ. Так что я опять оставляю здесь пару ссылок на свои посты) 1941. Не успели или не смогли? - о качестве и…

  • Кого и как репрессировали при Сталине

    Написал на дзене пост и понял, что меня ломает возиться с форматироваием при переносе в ЖЖ. Да и на дзене иногда, нет-нет, да капает какая-то…

promo yu_dzin october 8, 2017 09:09 15
Buy for 100 tokens
Я думаю, я здесь многих достал постоянными требованиями подкинуть мне какую-нибудь тему для раскрытия в очередном посте. И все равно, с упорством, достойным дятла-гвардейца, требую опять и опять. Далеко не сразу ко мне пришло понимание, что логичнее сделать отдельный пост и повесить на него ссыль в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 227 comments

Posts from This Journal “история” Tag

  • Кто на самом деле создал Т-34

    В последнее время желания что-то писать нет, но нашел в этих ваших энторнетах серию очень познавательных роликов, повествующих о нелегкой истории…

  • У меня опять ссылки и ноутбук в ремонте

    Меня опять ломает делать перепостинг в ЖЖ. Так что я опять оставляю здесь пару ссылок на свои посты) 1941. Не успели или не смогли? - о качестве и…

  • Кого и как репрессировали при Сталине

    Написал на дзене пост и понял, что меня ломает возиться с форматироваием при переносе в ЖЖ. Да и на дзене иногда, нет-нет, да капает какая-то…